Про объективы фотоаппарата

Все статьи блога, или Вы можете вернуться На главную

obiektiviВ этой статье мы рассмотрим  виды, характеристики и функции объективов. 1. Использование объективов. Объектив — это всевидящий камерный глаз. Без него не получится ни одна фотография. От объектива меняется расположение сцены, ставится вопрос, какая ее часть бу­дет в фокусе, какая часть запишется, а какая нет. Разные взгляды на мир дают нам величины фокусного расстояния и могут задавать планку  нашим фотографическим целям, соответствовать им или расширять. Объективы подразделяются на: зум-объективы —  объективы с переменным фокусным расстоянием; фиксы — объективы с постоянным фокусным расстоянием. 2. Фокусное расстояние объектива. Фокусное расстояние объектива — это некая величина между поверхностью матрицы, на которой составляется фотография, и оптическим центром объектива.

Величина измерения — миллиметры. Важно помнить, что длиннофокусный объектив фотоаппарата увеличивает объекты, а короткофокусный охватывает большее поле обзора. Так же желательно при съемке помнить что , чем больше фокусное расстояние, тем меньше угол обзора.

Представим, что перед нами дырка в заборе. На очень близком расстоянии смотря через дырку  можно уви­деть больше из того, что расположено по ту сторону забора, так как угол об­зора шире. Но чем дальше мы будем отодвигаться от забора, тем меньше будет становиться угол обзора. При растяжении картинки  все детали в пределах дыры станут больше, как на длиннофокусном изображении.

По фокусному расстоянию объективы делятся на 3 основных вида: широкоугольный (короткофокусный), нормальный, телеобъектив (длиннофокусный).

  • Широкоугольные объективы точнее передают перспективу пространства в кадре. Подходят для съемки пейзажей и сцен, с большим углом зрения. Широкоугольные объективы в свою очередь делются на 3 категории : сверхширокоугольные, умеренноширокоугольные и широкоугольные.
  • Нормальные объективы ,  не имеют эффекта ни длинно­фокусною, ни широкоугольного. Такие объективы дают нам перспективу аналогично человеческому глазу.  Очень хороши при съемки портретов.
  • Телеобъективы, приближая объекты, создают плотную компоновку кадра так как угол зрения, невелик. Подходят для съемки всего того к чему нет возможности подойти близко. Телеобъективы делятся на длиннофокусные и сверх длиннофокусные.

Кроме  увеличения, фокусное расстояние отвечает  за передачу перспективы. Широкоугольная оптика, визуально увеличивает расстояние между объектами снимка, и у него появляется объем. Телеобъективы сжимают перспективу делая расстояние  между объектами и объективом короче и отделяют их от окружения,  обычно которое выпадает из охваченной зоны фокуса.

При увеличении фокусного расстояния угол сужается.

fokus

Важно!!! Стандарт  фотографии в кадре 35 мм, поэтому все фокусные расстояния принято считать в масштабе этого же формата, следовательно если вы выбираете объектив для фотокамеры  с матрицей меньше чем размер кадра 35 мм пленки, то для вычисления фокусного расстояния которое получите вы, нужно умножить кропфактор матрицы на фокусное расстояние объектива.  Покупая объектив камеры Canon 18-55мм f/2.8 для камеры Canon 500D (ее кропфактор равен 1,6), вы получите фокусные расстояния 28,8-88мм.

3.  Светосила объектива.
Светосила — диафрагма в открытом состоянии  показывает способность пропускать свет. Чем меньше относительное отверстие открытой диафрагмы, тем меньше света проходит через объектив камеры и тем хуже его светосила и наоборот. Преимущество светосильной оптики в том, что она дает возможность вести съемку в более темных местах и дает фотографу больший ассортимент экспозиционных параметров. Большее количество профессиональных объективов имеют высокую светосилу (f/1.8 до f/2.8), а для любителей объективы имеют светосилу в основном от f/3,5 до f/5.6. Отличие в ценовом параметре, а также в размере и весе. Если для вас светосила не самое главное, то вашим выбором будет менее светосильный объектив фотоаппарата, но если съемка производится в сложных условиях, то имеет смысл потратить больше денег и носить с собой более тяжелые сумки.

Практически все любительские объективы имеют невысокую светосилу, что делает их более легкими и уменьшает в размере, если сравнивать со светосильными профессиональными.

diafragma

Приведем пример:

1) Объектив с переменным фокусным расстоянием (зум объектив) от 70 до 200 мм при максимальной светосиле f/2,8 действующей на всем отрезке фокусных расстояний.

2) Объектив с переменным фокусным расстоянием (зум объектив) от 70 до 300 мм. Этот объектив имеет максимально мощную светосилу f/4,5 только на минимальном фокусном расстоянии (так называемом «коротком конце») равным 70 мм, а на длинном конце в 300 мм максимальная светосила равна f/5,6.

В описание объектива эти параметры указываются так: 1) 70-200mm f/2.8 2) 70-200mm f/4.5-5.6. Теперь вы понимаете что это за цифры на ценнике в магазине. Отличие в размере видна сразу, а по цене  первый стоит до 2000$, а второй до 500$.

4. Диафрагма объектива.

Чтобы убрать большое количество света, идущего через объектив используется механическая диафрагма, дающая возможность в широких пределах регулировать размер отверстия в межлинзовом пространстве объектива.

На современных объективах диафрагмой управлять несложно выбором функций на самой фотокамере с помощью различных кнопок или управляющего колеса. На некоторых объективах она управляется при помощи  кольца на объективе. Размер отверстия обозначается следующими символами: f/1.4, f/2, f/2.8, f/3.5, f/4, f/5.6, f/8 ….. f/32. Эти символы представляют собой отношение фокусного расстояния объектива к диаметру отверстия диафрагмы.

На рисунке изображена диафрагма объектива, которая «распоряжается» количеством света идущего через объектив и попадающего на матрицу. При больших значениях диафрагмы (отверстие прикрыто) объектив отдает нам меньше   света и наоборот. Кроме этого диафрагма влияет на глубину резкости.

diafragma

 

Несколько советов, которые могут помочь при выборе объектива.

 

★★★ Вы получаете то, за что платите.

Лучше приобрести  недорогостоющую камеру и хорошую оптику, чем наоборот. Вы должны помнить, что именно объектив скомпановывает изображение, на каждой снятой вами фотографии проводя свет к матрице через сложную систему линз. Если первичная информация не имеет высокого качества, то снимок не спасет даже фотошоп. Поэтому не уделяйте внимание на самую дешевую оптику.

Хотя и среди недорогой оптики бывают хорошие экземпляры.

★★★ Зум-объективы.

Зум-объективы или объективы с переменным фокусным расстоянием, дают нам максимальную гибкость врасстановке кадра и позволяют выставлять именно то фокусное расстояние, которое нужно именно вам. При выборе зум-объективов не следует обращать внимание на оптику с очень большим диапазоном трансфокатора, вроде 70-500 мм или 28-300 мм, так как удобство пользования такими объективами не соответствует качеству картинки.

★★★ Объективы с постоянным фокусным расстоянием.

Объективы с дискретным, или постоянным, фокусным расстоянием не дают нам такого удобства, как зум-объективы, однако они отличаются наиболее высоким оптическим качеством. Прежде всего, это связано с простотой оптической схемы и количеством стекла, через которое проходит свет. На концах диапазона фокусных расстояний, то есть в случае сверхширокоугольных и сверхдлиннофокусных объективов, улучшение в качестве сразу замечается.

★★★ Стекло с низкой дисперсией.

Объективы, в которых вставлено стекло с пониженной дисперсией, различаются улучшенной коррекцией, хроматической аберрации — явления неравномерного попадания  лучей, различающихся по длине волны. Благодаря этому снимки оказываются более резкими и четкими, а цвета —  болеенатуральными.

★★★ Автофокусировка.

Если для вас важное значение  имеет скорость наведения  резкости, то лучше протестировать объектив перед приобретением— некоторые системы автофокусировки работают очень медленнее, чем другие.

★★★ Внутренняя фокусировка.

Объективы с функцией внутренней фокусировки вмещают в себя больше и наилучшим образом защищены от пыли, чем объективы с подвижной передней линзой. Так же эти объективы подходят для использования светофильтров нуждающихся в  вращение (например поляризационный).

★★★ Наличие ультразвукового мотора.

Объективы с ультразвуковым приводом фокусировки. На нихследует обратить внимание. Они работают быстрее остальных. Он может обозначается как USM (Ultra Sonic Motor) у Canon, у Nikon это SWM (Silent Wave Motor), у Sigma это HSM (Hyper Sonic Motor).

★★★ Наличие стабилизатора.

стабилизатор поможет вам сделать более резкий кадр при неправильном освещении, т.к. он делает менее заметно дрожание камеры при увеличенных выдержках, такую функцию для объектива неплохо бы и поиметь.

★★★ Асферические элементы.

Объективы, в систему которых входят асферические линзы, лучше работают с оптическими аберрациями, которые видны  в случае широкоугольной оптики при съемке с открытой диафрагмой.

★★★ Светосила.

Максимальное значение диафрагмы объектива в значительно важной степени дает определить, распознать диапазон, в котором вы самостоятельно выбираете параметры экспозиции. Например, в условиях недостаточной освещенности «несветосильный» объектив (с максимальной диафрагмой f/5.6 или менее} не даст использовать слишком короткую выдержку, чтобы сфотографировать движущийся объект и получить четкое изображение. С другой стороны, в длиннофокусной части диапазона светосила сопряжена со большим  увеличением размера и веса объективов, и их становится труднее переносить и устанавливать. Выбирая объектив, старайтесь выбрать то условие в котором вы будете снимать чаще, , и найдите «равновесие»между светосилой и портативностью.

★★★ Светосила зум-объективов.

В случае зум-объективов светосила может быть переменной и зависеть от того как вы установите и каково будет фокусное расстояние; этот параметр используется
для снижения веса и размера оптики, но может уменьшить ваш выбор экспозиционныхфункций. Если позволяют средства, ориентируйтесь на бъективы с постоянной светосилой.

★★★ Бленды.

Боковая засветка – наиболее важная проблема фотографии, возникающая при падении лучей света на незащищенную переднюю линзу объектива.  Если слишком яркий объект находится за рамками кадра, его свет может многократно оказаться внутри объектива и проявляться на снимках в виде некрасивых пятен, не имеющих никакой  ценности дла изображения. Для того  чтобы с этот эффект убрать продаются бленды, не дающие свету приломлятся на незащищенную переднюю линзу объектива. Всегда используйте модели бленд, рекомендованные производителем оптики.